Декоративный дневник

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декоративный дневник » Элементы декора » История веера


История веера

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Сайты, на которых есть интересная информация о веерах:
Википедия
Брокгауз и Ефрон
Китайский веер
Китайский веер
Китайский веер
Тема веера на форуме
Японский веер
Рисунки китайского художника Ци Байши на веерах.
http://lvgira.narod.ru/namer/im/anti0711.jpg
http://lvgira.narod.ru/namer/im/anti0710.jpg

2

Только что вытканный белый прохладный шелк
Свежий и чистый, будто иней иль снег,
Сделали веером нашей согласной любви
Круглым-округлым, подобным яркой луне…
Вечно боюсь, — c приходом осенних дней
Стылые бури прогонят погожий зной —
Спрячешь тот веер в шкатулку или сундук,
Доброе чувство прервется на полпути».

Эти «Стихи об осеннем веере», по преданию, были написаны на веере, преподнесенном в знак укора поэтессой государю после охлаждения его к ней.

Согласно археологическим данным, можно предположить, что веера появились не раньше периода неолита. Однако изображение вееров и самые древние из найденных вееров относятся к гораздо более позднему периоду. Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Это вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными ручками, а также обнаруженные при раскопках могилы княжества Чу в Цзянлине провинции Хубэй фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой. Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца.

В последние годы периода Воюющих царств большинство вееров приобрело полукруглую форму. Такие веера были сделаны из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и императоры, и простолюдины: императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль.

При династиях Суй и Тан (581 – 907 гг.) были распространены круглые веера «ваньшань», известны также и другие названия – «гунань», «хэхуаньшань» и «гуаньшань». Такие веера были сделаны из бамбуковых или деревянных пластинок и из тонкой шерстяной ткани. В первые годы династии Тан встречается много вееров овальной формы, впоследствии главенствуют круглые веера. Несмотря на многообразие форм, девушки всегда предпочитали круглые веера. Во многих древнекитайских стихотворениях встречается упоминание веера.

При династии Сун и Юань (960 –1368 гг.) предпочтение по-прежнему отдавалось круглым веерам, но одновременно появились новые – складные веера, тот самый вид, который пользуется популярностью по сей день. Первые складные веера появились в эпоху династии Северная Сун, а период настоящего расцвета складных веером – это династии Мин и Цин (1368 – 1911 гг.). Со времени династии Мин складные веера начинают широко использоваться сначала в императорском дворце, а затем и во всем обществе. Искусство вееров непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.

Так, в силу того, что веера пользовались популярностью в императорском дворце, а также благодаря искусству литераторов и художников они стали превращаться в изящные художественные изделия. В качестве материала для костяков вееров начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук. Литераторам очень полюбились веера с резными бамбуковыми костяками. Со времени династии Мин до сегодняшнего дня многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, а также портреты. Искусная каллиграфия тоже стала непременной спутницей изящного веера.

3

Жанр китайской живописи на веерах, что назывался «цветы и птицы» — «хуан-няо», получил свое огромное распространение уже в VIII—XII веках и живет по сей день. При взгляде на эти маленькие пейзажи рождается вполне осязаемое ощущение шелковистости перьев изображенной маленькой птички или прохлады воздуха, потревоженного полетом бабочек над цветущим деревом. Есть и довольно сложные изображения, на тему быта старого Китая — люди в национальных одеждах, пагоды.

Очень дорогим изделием был резной веер из слоновой кости. Он олицетворял богатство и власть. Любой, самый простой веер из бумаги, которая пропитывалась особым составом, служил десятки лет.

В наши дни в Китае популярны веера из листа ливистонии, костяные веера, перо-пуховые, из сандалового дерева, бамбуковые плетеные, из шелка, соломенные и черные бyмaжные веера. При этом каждая провинция славиться своим собственным стилем.

Но сегодня, пожалуй, только в Китае и Японии сохраняется еще культура веера. В Китае, в провинции Шаньдун, есть даже праздник веера, приходящийся на конец ноября.

Когда друзья и близкие дарят веер друг другу, это значит, что они желают благополучия и счастья.

Даже в XXI веке Китай хранит культуру веера. Специалисты по фэн-шуй считают, что веер нагоняет в комнаты положительную энергию - ци.

Используют веер и в восточных практиках, например, в Тайцзи-цюань. Изначально это военное китайское искусство, разновидность ушу.

Как и в Японии, в Китае веер был изящным оружием, которое незаметно проносили в стан врага. Внезапно раскрывая веер перед лицом, пугали и дезориентировали противника. Из складок при раскрытии вылетали отточенные ножи и отравленные иглы. Однако не в этом была сила. Танец ассоциировали с полетом бабочки: подобно тому как она собирает пыльцу, собирали так называемую "эссенцию пространства". Цель - не военная подготовка, а оздоровление и самосовершенствование. Не говоря уже о том, что выглядит это феерично.

4

Торговец веерами
Принес вязанку ветра –
Ну и жара…
Басё

Как и многие другие бумажные предметы, веера пришли в Японию из Китая. Вероятно, самые первые из них находились в употреблении у корейских принцев, приезжавших в Японию, а с VI–VII вв. бумажные и шелковые веера стали популярны и на островах. Постепенно ввезенные китайские веера приобрели новые формы и появились первые экземпляры этих аксессуаров, не похожие на материковых «предков». К периоду Хэйан относится возникновение плоского веера утива, но окончательно его форма закрепилась лишь в ХIV в.
http://hotaru.fatal.ru/JP/images/veer/veer3.jpg
Тонкие бамбуковые прутки создавали основу, к которой крепилась бумага. Обычно с обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, который мог иметь свои особенности в зависимости от традиций региона страны, в котором был изготовлен веер. Форма утива могла быть разной — овальной, стремящейся к квадрату или «полной луны». При этом количество ребер составляло 45, 64 или 80.

На основе утива возник и аксессуар военачальников — боевой веер гунбай, который покрывался лаком, различными водоотталкивающими составами, а иногда изготавливался целиком из железных пластин. В последнем случае веер становился серьезным оружием, и история донесла до нас немало примеров его применения в бою.

В период Эдо утива получили большое распространение и особенно полюбились в среде артистов, став, таким образом, определенной приметой нового, мирного образа жизни. Появились новые мотивы картин, выполненных на веерах, они становились все более сложными и изысканными. Веера в это время становятся неотъемлемым атрибутом среднего класса, актеров, гейш и борцов сумо. Их популярность способствовала и росту популярности вееров, которые выпускались в огромных количествах до самого конца ХIХ в.

Сегодня настоящие утива можно увидеть в руках все тех же категорий населения Японии, что и 200 лет назад. Их используют в качестве своеобразной визитной карточки сумотори и актеры, гейши и их ученицы — майко.

В конце VIII в. популярной стала еще одна разновидность японских вееров — сэнсу. Их ребра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера — «Миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гунбай были отличительным признаком полководцев, так и сэнсу стали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.

Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возник и новый вид веера- оги. Теперь так часто именуют и все остальные веера.
http://hotaru.fatal.ru/JP/images/veer/veer4.jpg
Оги еще иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами. Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах). Относительно небольшое количество ребер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста. Впрочем, в средние века оги, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства. Использовался он, как и его собратья, в традиционных церемониях, его держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.

Ввезенные когда-то из Китая и Кореи, веера стали неотъемлемой принадлежностью сначала традиционного японского костюма, а затем и просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству оценили его, и вскоре веера появились в странах Запада, где, однако, лишенные исторической подпитки и необходимости в применении, не прижились и стали на несколько столетий лишь предметом роскоши в руках европейских барышень.

5

Тэссен - боевой веер

http://i036.radikal.ru/0711/0d/2c4e4dd1534f.jpg
Искусство применения боевого веера является самым необычным и самым редким видом техники кобудо. Более мирного предмета, чем веер, трудно вообразить, и все же он тоже может быть оружием. Никакой мистики в этом нет и секретной техники тоже. Просто в поединке используется не совсем обычный веер. А если быть совсем точным, то совсем необычный, железный. Им с одинаковым успехом можно пользоваться как для обмахивания в жаркую погоду, так и для защиты от вооруженного противника.

История донесла до нас забавный случай применения боевого веера. Один высокопоставленный самурай по имени Мацумура Сокон, был широко известен как мастер рукопашного боя и работы с оружием. Слава о его ратных подвигах дошла до сёгуна. Желая убедиться в этом собственными глазами, а также произвести впечатление на своих подданных, он вызвал к себе мастера и сообщил, что через десять дней он устраивает праздник на котором хочет удостовериться в доблести прославленного воина, для чего тому необходимо будет сразиться с быком.

Приказ начальника - закон для подчиненного, в особенности в средневековой Японии. Но Мацумура был не только искусным, но и хитрым воином. В течении этих десяти дней он ежедневно приходил в стойло, в котором находился бык, и, оставаясь в безопасности за перегородкой, нещадно колотил его по морде боевым железным веером до тех пор, пока тот не падал на колени. Через некоторое время несчастное животное стало само падать на колени, как только самурай подходил близко.

Настало время праздника. Посмотреть поединок с быком собралось много гостей, в том числе и из других провинций. Мацумура вышел на площадку, где уже находился бык практически безоружным, с одним только вакидзаси за поясом. На этот раз в руках он держал самый обыкновенный веер. Однако, едва только бык увидел самурая, он тут же упал на колени и жалобно замычал. Надо ли говорить, что публика во главе с сёгуном была в восторге от столь убедительной демонстрации воинского мастерства.

Данный эпизод скорее относится к курьезам, чем к реальной технике, но боевой веер применялся и в настоящих схватках, особенно там, где в силу церемониальных требований самурай не должен был обнажать меч, например, в доме своего повелителя.

Интересен довольно нетипичный способ самозащиты при помощи тэссена, случившийся однажды... Согласно этикету, входя в дом или комнату старшего по положению, самураю следовало встать на колени, положить веер горизонтально перед собой, коснуться ладонями татами и совершить поклон, амплитуда которого зависела от разницы в социальном статусе гостя и хозяина. И вот, некий самурай должен был предстать перед своим господином для принятия наказания за серьезный проступок. Он подозревал, что его жизнь висит на волоске, и на самом деле был недалек от истины: подручные господина собирались сломать его шею тяжелыми створками раздвижной двери, когда он остановится между ними и склонится в ритуальном поклоне. Однако, по счастливой случайности или благодаря собственной находчивости, самурай положил свой тэссен в дверной желоб, и когда двери внезапно пришли в движение, то вместо того, чтобы захлопнуться, убив его, они отскочили от металлического веера, не причинив ни малейшего вреда. Представ как ни в чем не бывало перед господином, он поверг его в такое изумление, что был тут же прощен.

С точки зрения техники применения, работа с веером делится на две части: работа со сложенным веером и работа с развернутым веером. В сложенном состоянии он использовался точно так же, как и короткая дубинка. В развернутом с его помощью можно было защититься от метательного оружия.

Тонкие кованные пластинки, из которых состоял веер, не в состоянии были выдержать удар стрелы или пущенного сильной и умелой рукой сюрикена, но повернутые под небольшим углом к линии атаки могли отклонить летящее оружие в сторону.

На близкой же дистанции с его помощью противнику закрывали обзор. С учетом этого, как правило, вместе с веером использовалось еще какое-то оружие, например, короткий меч танто (хотя танто очень часто ошибочно называют ножом, на самом деле это короткий меч). Кроме того, острым краем развернутого веера наносили удары по незащищенным уязвимым зонам противника (шея, лицо, внутренняя поверхность кистей рук и т. д.). Чередование раскрывания и закрывания веера во время поединка создавало дополнительную помеху, которую применяли для отвлечения и рассеивания внимания противника.

К большому сожалению всех поклонников кобудо, в настоящее время тэссен-дзюцу находится на грани почти полного исчезновения и сохранилось только в нескольких небольших фамильных школах в Японии.

6

Секреты вьетнамского веера

С назначением веера неразрывно связаны его формы и цвет - сколь разнообразно первое, столь же неисчерпаемо и второе! Вьетнамцы издревле придали вееру огромное количество функций, наделив его своеобразным языком символов и сделав из него практически самостоятельный театральный персонаж со своим характером. Фактически веер в опытных руках - это театр одного актера, причем весьма талантливого! Тогда стоит призадуматься: какой же силой мысли, таланта и глубиной души обладал человек, придумавший веер и первым вложивший в него идущие из древности символы и функции?

Первоначально мастера отбирали нужные листья и травы, а потом начали создавать и целую палитру красок, отыскивать необходимые материалы, наиболее полно выражающие замысел. По преданию, передающемуся из поколения в поколение, несколько тысячелетий назад, во времена правления легендарного короля из династии Хунгах, которая считается родоначальницей вьетнамской нации, самыми ценными считались веера, сделанные из листьев пальмы ареко.

http://www.057.help-rus-student.ru/pictures/350_7.jpg

Однако эта пальма росла далеко не везде, и приходилось вместо листьев ареко использовать листья пальмы ливистоны. В горных районах вообще не было пальм, и там нашли себе применение при изготовлении вееров разные породы бамбука, который считается извечным спутником любого уголка вьетнамской земли.

Позже, когда развились торговые связи с соседним Китаем, во Вьетнаме появились первые ткани, затем считавшийся драгоценным шелк и редкая для древности китайская бумага. Конечно, их практически сразу же стали использовать в процессе производства вееров. В Средние века оправы для вееров стали делать из буйволиных рогов и слоновой кости, нанося на них дивную узорчатую резьбу.

В XV веке в Тханглонге - «городе поднимающегося дракона», как раньше именовался Ханой, - возникла небольшая кустарная артель по изготовлению вееров. И по сей день сохранилась маленькая улочка, носящая название Нангкуат - улица, где изготавливают веера. Однако лучшими традиционно считаются веера, изготовленные мастерами из деревни Кимлу, с которыми конкурируют веера из деревни Хайен. А в пригороде столицы всегда более ценились веера стиля Вай.

Веер может служить и служит амулетом. Например, летчики вьетнамской авиации считают «счастливыми» веера стиля Во, изготовленные в деревне Понгву: они якобы неизменно приносят победу в воздушных боях и помогают спастись пилоту, если его самолет подбит. А в уезде Тылем крестьяне берут с собой на поля веера в стиле Ве, сделанные из перьев птиц и бамбука. По давнему поверью, такие веера способствуют получению высоких урожаев, облегчают проведение полевых работ и вообще незаменимы в сельском хозяйстве.

Но есть и совершенно другие веера. Вьетнам на протяжении своей истории почти беспрерывно воевал и тоже имеет развитые боевые искусства, пусть менее известные, чем китайское у-шу и японское каратэ, но не менее эффективные. Одним из предметов, используемых для убийства противника наравне с мечами и копьями, служил своеобразный металлический веер с заостренными концами пластинок. В раскрытом виде он напоминает часть дисковой пилы из легированной стали: в умелых руках это страшное оружие, наносящее долго не заживающие рваные раны, а то и способное лишить конечности или даже головы!

Раньше это было очень удобно: стальной веер складывался и занимал не так много места - его легко было спрятать в одежде. Зато в раскрытом виде он служил одновременно щитом и орудием нападения. Хорошо, что времена средневековых войн миновали и теперь столь страшный веер можно увидеть разве что в музеях или найти у коллекционеров.

7

Грандиозной формы Веера встречаются в древнем Египте. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках Веер из страусовых перьев, в надписи названы "веероносцами с левой стороны царя". В египетской космогонии Веер — эмблема счастья и небесного покоя. Один из изящных египетских Вееров полукруглой формы изображен на барельефе, представляющем триумф царя Горуса (1657 г. до Р. Хр.). В Булакском музее хранится замечательный Веер царицы Аа-Хотены, жены Камеса и матери Ахмезиса, основателя XVIII династии (1703 г. до Р. X.).
http://www.irvispress.ru/cgi/img?1344.jpg
Элегантное опахало, или церемониальный веер из дерева, покрытого золотом (Каир, Египетский музей), с несколькими приспособлениями на краю для закрепления перьев страуса. В символической форме его легкое движение должно было обеспечивать усопшему освежение, необходимое для загробной жизни
http://drevisk.claw.ru/imgsm/129-1.jpg


Вы здесь » Декоративный дневник » Элементы декора » История веера